thedancer.ru
Главная страницаСтилиИрландские танцы

Ирландские танцы

В мире, возможно, найдется не так много людей, кто бы хоть раз не восхитился безумным мельканием ног танцоров, исполняющих ирландскую джигу. А после всемирно известной постановки в рамках конкурса "Евровидение" танцевального шоу "Riverdance" в 1994 году, ирландские танцы стали действительно узнаваемыми во всех уголках планеты.

История ирландских танцев полностью отражает все те события, которые на протяжении многих веков происходили с самой Ирландией. Каждая из культур, которая, так или иначе, соприкасалась с ирландской, оставляла свой неизгладимый отпечаток, свой след в музыкальных и танцевальных традициях Ирландии.

Хотя на сегодняшний день найти первоисточник ирландских танцев, из-за отсутствия каких-либо доказательств, не представляется возможным, но доподлинно известно, что одними из прародителей ирландских танцев стали друиды. Их танец изначально имел религиозный характер и обрядовое значение. Танцуя, друиды поклонялись своим божествам и силам природы. А пришедшие с материка кельты внесли свою лепту в развитие ирландской культуры: их религиозные пляски так сильно укоренились в сознании ирландцев, что прожили не одно столетие, и в несколько измененном виде сохранились и по сей день.

Например, самый старый кельтский танец, который исполняется и современными танцорами, называется "шан-нос" ("Sean-Nos"). Его корни уходят в далекое прошлое Британских островов, когда с 3-го века до н.э. по конец 1-го века н.э. их населяли кельты. Если верить старинным летописям, то шан-нос – истинно ирландский танец. Но моряки из дальних земель - Испании, Северной Африки, когда бывали в портах Ирландии, привнесли в этот танец и свои национальные черты.

Примерно в 400 году после обращения ирландцев в христианство, католические священнослужители не отказывались от многих кельтских элементов культуры: они украшали Святое Писание кельтскими архаическими орнаментами, а кельтские пляски и обряды сопровождали христианские праздники. После англо-нормандского завоевания Ирландии в 12 веке, норманнская культура пустила корни на новых землях и принесла с собой новые традиции, обычаи, музыку, и, конечно же, танцы.

Развиваясь под действиями многих культур, к средине 16-го века народные ирландские танцы плавно перекочевали в залы замков и дворцов. Некоторые из них, которые были адаптированы на английский манер, даже снискали одобрение и обрели популярность и признание при дворе Ее Величества, что считалось необычайным прорывом в те времена.

Но из-за гонений и угнетения всего ирландского британскими монархами, которое началось примерно в 18 веке, национальные танцы, наряду с другими проявлениями ирландской культуры, были под строжайшим запретом и исполнялись под покровом великой тайны. Кроме того, к гонениям со стороны правительства подключилась и церковь, которая утверждала, что ирландские национальные танцы не что иное, как проявление"бесовщины" и признак безумия. Даже характерное неподвижное положение рук танцора на поясе во время танца появилось, как полагают историки, после того, как церковь заявила, что всяческие движения рук – это непристойности и богохульство, достойное осуждения.

Но, не смотря на все запреты, в том же 18 веке в Ирландии появляются так называемые учителя (мастера) танцев, с которыми неразрывно связывают новую эпоху возрождения народных ирландских танцев. Доподлинно неизвестно, откуда именно появились эти учителя, но именно они сыграли решающую роль в развитии и сохранении древних традиций. Учителя обходили деревни, обучая премудростям танца местных крестьян. Одевались они, как правило, в яркие красочные национальные костюмы. Нередко два или больше учителя, которые одновременно забрели в одну и ту же деревню, устраивали друг с другом соревнования, которые обычно длились ровно до того момента, пока кто-то один не падал на землю в изнеможении. Эти же учителя нередко преподавали и игру на разных музыкальных инструментах, хорошие манеры, фехтование.

Именно этих учителей считают основоположниками двух самых популярных видов национального ирландского танца, которые дошли до наших дней:

  • - кейли ("Ceili") – групповой танец, который изначально доверялся к исполнению менее одаренным и тренированным ученикам, чтобы те могли в полной мере почувствовать танец и полюбить его;
  • - сет ("Set") – сольный танец профессиональных, опытных танцоров, который впервые появился в самом конце 18-го века.

Костюмы ирландских танцоров и до нашего времени сохранили во многом свой старинный неповторимый облик, хотя каждая танцевальная школа предпочитает выделяться и представлять свой собственный вариант одежды. Отличительным элементом одежды танцоров является их обувь, благодаря которой получается необыкновенный эффект от танцев. Для щелкающих звуков и мужчины и женщины обувают тяжелые туфли или ботинки "jigs", а для эффекта парении в воздухе – мягкие, похожие на балетные пуанты туфли "ghillies".

В современной хореографии различают несколько направлений ирландских танцев:

  • - сольные ирландские танцы (Irish Stepdance) – для них характерна быстрая и четкая работа ногами при остающемся неподвижном корпусе и руках. Созданы учителями танца примерно в 18-19-ом веке. Прошли достаточно жесткую стандартизацию в Ирландии в начале 20-го века Комиссией по ирландским танцам в рамках деятельности Гэльской лиги, что позволило со временем создать многочисленные школы мастеров, ученики которых способны исполнять достаточно сложную и уникальную танцевальную технику, на которой основываются большинство современных зрелищных шоу ирландских танцев;
  • - групповые ирландские танцы – кейли (Ceili) – в основе лежат базовые стандартные шаги ирландских сольных танцев. Также прошли стандартизацию и одобрение Комиссией по ирландским танцам;
  • - фигурные постановочные танцы (Choreographed Figure Dances) – в базе лежат основные движения сольных танцев и кейли, но адаптированы под массовое выступление одновременно многих танцоров для различных шоу. В связи с этим допускается некоторое отступление от принятых стандартов для повышения зрелищности;
  • - сет-танцы (Set Dancing) – социальные парные танцы, но в отличие от кейли, в базе лежат относительно простые шаги французских кадрилей;
  • - шан-нос ("Sean-Nos") – особый стиль исполнения традиционных танцев и песен, который не был затронут Гэльской лигой, и сохранившийся почти в первозданном виде.

Благодаря талантливым танцорам и многочисленным танцевальным шоу, наподобие "Riverdance", "Feet of Flames", "Lord of the Dance" и многим другим, на сегодняшний день ирландские танцы стали визитной карточкой Ирландии наряду с ее необычайно прекрасной музыкой, пивом "Guinness" или виски. А многочисленные танцевальные школы, преподающие ирландские танцы, привлекают учеников не только на родине танца в Ирландии, но и по всему миру. Так что без тени сомнения можно заявить о том, что ирландские танцы после нескольких сотен лет запретов и гонений, сейчас переживают свое возрождение и новый виток популярности по всему миру.

Рекомендуемые школы
ул. Армянский переулок, д.7
1-ый Автозаводский проезд, д.5
ул. Кедрова, д.13, корп.2
^ Наверх