thedancer.ru
Главная страницаСтилиИндийские танцы

Индийские танцы

Из-за отсутствия в европейских странах культуры, которая была бы эквивалентом и полностью передавала бы смысл индийского искусства, британские колонизаторы называли любые проявления исполнительного искусства, которое было родом из Индии одним общим термином: "Индийские танцы". Хотя изначально такой термин был неоправдан, так как видов танцев в Индии существует великое множество. И все они, если верить древним манускриптам, имеют божественно происхождение.

История гласит, что давным-давно, после очередного уничтожения Вселенной (пралаи), бог Вишну возлежал на ложе, погруженный в йога-нидру (мистический сон). Одновременно Вишну сотворил полубогов и данавов (демонов). Два данава – Кайтабха и Мадху, украли у первого мудрейшего существа во Вселенной Брахмы его мистические Веды – священные писания, которые были, как бы, главной инструкцией нашего мира, и спрятали их. Брахма впал в отчаянье и обратился с мольбой к Вишну, чтобы тот нашел священные Веды и вернул их ему обратно.

Вишну отправился на поиски Вед по дну вселенского океана. И тут Лакшми, жена Вишну, обратила внимание на то, что ее муж не просто идет по дну океана, а движется как-то очень грациозно и необычно. Вишну в образе Ашвашира (человека с конской головой) победил данавов в Патала-локу (низшем мире) и вернул священные Веды Брахме. Когда Вишну возвратился к себе во дворец, его жена Лакшми обратилась к своему супругу с просьбой рассказать ей, что это были за движения, когда он шел – ведь они очень понравились ей. И Вишну поведал, что это были карана и ангхара – телодвижения, которые называются танцем. И тот, кто будет выполнять их – достигнет освобождения от череды смертей и рождений и сделается бессмертными.

Вишну показал караны и ангхары Брахме, который научил этим движениям мудреца Бхарату Муни. Священные танцы не могли видеть простые смертные – это была прерогатива богов. Но Бхарата восхитился этими танцами и захотел, чтобы людям тоже стало доступно такое великое искусство. Он обратился с просьбой к Вишну, чтобы тот разрешил людям изучить танец, и Вишну позволил Брахме и полубогам показать искусство танца людям.

Бхарата записал трактат "Натья-шастра" – это был первый древний "сценарий", драматургия, основой в которой стал танец. В "Натья-шастре" Бхарата описал многочисленные подробности и особенности разных аспектов танца и сопутствующих ему атрибутов: это и абхинаи (различные типы выразительности и пантомимы), и ахарья (грим, костюм, украшения), и ангика (части тела, которые задействованы в пантомиме), и вачика (речь), и саттвика (эмоции). Также в Бхарата описал основные требования к танцору – его физические данные, рост, цвет волос и глаз, 9 основных чувств, с которыми танцор должен выполнять танец – навараса. И многое-многое другое.

Трактат "Натья-шастра" стал "бестселлером" в древней Индии. К нему даже с годами стали писать свои комментарии ученые мужи того времени. Одними из самых известных комментариев считаются творения Ачарьи Нандикешвары "Абхиная Дарпана", Сарангадева "Сангитаратнакара" и много других, которые, не смотря на сотни лет своего существования, до сих пор актуальны и используются современными индийскими хореографами для обучения классическому индийскому танцу.

Местами, которые были достойны танцев в древней и средневековой Индии, были только храмы. Для танцев специально обучались девушки. Они были из самых благородных и почитаемых каст Индии или даже из королевской семьи. Девадаси (танцовщицы – служанки Божества) должны были угождать небесам своими танцами и находить взаимодействие с разными богами и полубогами. Девадаси жили при храме и обучались танцам, актерскому мастерству, музыке, языкам. Многие из них были выдающимися поэтессами, рукодельницами, танцовщицами. Они не просто умели красиво танцевать – они владели ритмом, играли на разных видах музыкальных инструментов, знали Веды, йогу, умели красиво одеваться и красиво говорить. Они украшали весь мир вокруг себя. И они были преданы лишь Божеству, так что вступить в брак с простым смертным считалось великим грехом. Они были почитаемы и уважаемы обществом, а местные богачи и вельможи считали за честь своими пожертвованиями содержать храмы и девадаси.

Но из-за грязной колонизаторской политики европейцев, которые вводили свои порядки, отбирали власть и земли у вельмож, храмы больше некому было содержать. Девадаси вынуждены были ради пропитания исполнять священные танцы при дворах вельмож и для захватчиков-европейцев. Некоторые танцовщицы вынуждены были стать проститутками, что дискредитировало не только самих девадаси, но и религию и философию танца в целом.

В начале 20-го столетия общество даже объявило девадаси "социальным злом" и властями на них был наложен официальный запрет. И девадаси за всю историю своего существования из поднебесных жителей превратились в самую низшую, самую презираемую касту. Осуждалось даже общение с танцовщицами. Так что не удивительно, что и девадаси, и искусство священного танца пришло в упадок и покрылось пылью забвения.

Но благодаря великому бенгальскому поэту, музыканту, философу Рабиндранату Тагору, который в 1930-е годы написал великолепную музыку и создал под нее очень изящный и полный гармонии и величества танец, люди потихоньку начали вспоминать, что танец – это красота и великолепие, а не грязь и непристойности, как считалось до этого много лет. Этот период стал эпохой возрождения классических индийских танцев.

На сегодняшний день под определение "классические индийские танцы" попадают 8 танцев, которые содержат технику "Натья-шастры":

  • - Бхаратанатьям – отличается сильно, ритмичной работой ног, скульптурными позами, четкостью движений с яркой выразительной мимикой и эмоциональным настроем. Является частью религиозных и ритуальных праздников;
  • - Катхак – симбиоз индийских и мусульманских танцев. Целое театральное представление с утонченной мимикой, движениями рук, которое рассказывает о священном писании и Божествах;
  • - Катхакали – религиозный танец, который исполняется ночью до рассвета, когда Добро побеждает Зло. Танцуется под удары в барабаны, чтобы создать соответствующее настроение. Содержит много элементов драмы, танцовщики одеты в детально разработанные костюмы и маски;
  • - Кучипуди – изначально считался мужским танцем, роли женщин-божеств из мифов выполняли также мужчины. Для него характерны сдержанные движения и быстрые ритмы;
  • - Манипури – религиозный и священный танец, полный любви и бодрости. Имеет несколько подвидов, которые танцуют как мужчины, так и женщины;
  • - Мохини-аттам – сольный женский танец, который полон очарования и рассказывает о любви, верности, преданности, встречах и разлуках;
  • - Одисси – танец с разговорами, посвящался богу Вишне. Практически исчез с лица Земли, и был возрожден лишь с обретением независимости Индии в 1949 году. Форму танца восстанавливали много лет по данным исследования храма в Ориссе, где запутанные танцевальные позиции были увековечены в скульптурах;
  • - Натья (Сатрия) – с помощью этого танца выражают Навараса - девять сущностей: радость, любовь, сострадание, гнев, отвага, страх, удивление, отвращение, покой.

Эти и многие другие незаслуженно забытые танцы, благодаря стараниям многих поколений индийских искусствоведов, танцоров, хореографов наконец-то получили второй шанс и снова возрождаются к великой радости всех поклонников красочного и великолепного индийского искусства.

Индийские танцы в Москве
3-й Хорошевский пр-д, д.1, кор.3
ул. Складочная, д.3, строение 7
Цветной бульвар, дом 19, корпус 5
Волгоградский проспект 32к11
Рекомендуемые школы
ул. Армянский переулок, д.7
1-ый Автозаводский проезд, д.5
ул. Кедрова, д.13, корп.2
^ Наверх