thedancer.ru
Главная страницаСтилиЦыганский танец

Цыганский танец

Наблюдая за огневыми плясками цыган трудно остаться равнодушным – ноги просто сами просятся в пляс, а руки начинают непроизвольно двигаться в ритме музыки. Цыганские танцы на протяжении многих веков создавались различными группами цыган. И танцы каждой группы ромалов отличались от танцев их собратьев, живущих в другой стране. Ведь благодаря своему кочевому образу жизни цыган можно встретить и в Азии, и в Европе, и даже в Африке. И танцевальные традиции тех стран, которые становились домом ромалов, непременно находили свое отражение в цыганских плясках, создав неповторимый самобытный культурный пласт.

История ромалов всегда будоражила умы ученых и порождала споры. Долгое время считалось, что родиной цыган был Древний Египет. В языках некоторых народов мира до сих пор "цыгане" и "египтяне" – это равнозначные понятие. Но в далеком 1855 году немецким языковедом Августом Фридрихом Поттом была доказана теория индийского происхождения цыган. Ученый нашел неопровержимые доказательства того, что прямые предки современных цыган берут свое начало из Древней Индии, из так называемой касты "дом".

Эта каста была хоть и неприкасаемой, но самой низшей в иерархии. Члены касты "дом", которая и по сей день сохранилась на территории современной Индии и Пакистана, были в основном музыкантами и артистами. Из-за постоянных конфликтов между мелкими индийскими княжествами, цыгане не имели постоянного заработка, так как спрос на представления во время воин и конфликтов был крайне низким.

Из-за повальной нищеты и голода цыгане вынуждены были в V веке покинуть свою родину и двинуться в основном на запад в поисках своего цыганского счастья. Цыгане разбредались по всей Европе и Азии, постепенно перенимая обычаи и традиции оседлых народов и создавая свою собственную, неповторимую культуру и язык.

Одним из самых ярких и узнаваемых элементов цыганской культуры является, конечно же, цыганский танец. По манере исполнения цыганские танцы, обычно, разделяют на сценический, салонный, уличный и таборный.

Сценический способ рассчитан на зрелищность и на исполнение в больших помещениях – театрах, на эстраде. Обычно он выполняется профессиональными артистами.

Салонные танцы – этот фактически тот же сценический вариант, но который уже рассчитан на ограниченное количество людей, собранных в относительно небольшом замкнутом пространстве – на дому клиента, ресторане и подобных заведениях.

Уличная манера исполнения считается предшественницей сценического способа танцевать цыганские танцы. Появилась она, как это уже понятно из названия – на улицах, где цыгане танцевали перед зеваками на ярмарках и гуляньях. В современной хореографии под уличной манерой исполнения подразумевают импровизационный танец, когда танцор сам выбирает манеру исполнения с учетом сложившейся обстановки – музыки, количества зрителей, пространства.

Таборная манера – это бессистемный и разнообразный набор движений и элементов, который рассчитан, в основном, на демонстрацию ловкости и виртуозности перед сородичами и соплеменниками. Таборный способ применим больше для семейных торжеств ромалов, на которых танцуют все – и стар, и млад. Ведь недаром предками цыган были артисты – одаренность этой нации к музыке и танцам просто феноменальна. Цыгане, как будто бы, впитывают свои артистические способности с молоком матери: цыганский малыш еще толком не научился ползать, но уже поводит плечиками, машет в такт музыке ручками и пытается подпевать взрослым.

Самое широкое распространение, пожалуй, цыганские танцы получили в России. Вплоть до конца XVIII века цыганское искусство было исключительно достоянием самих цыган и не выходило далеко за пределы их кочевых таборов. Так продолжалось до тех пор, пока цыганской культурой не увлеклась российская аристократия. Одним из законодателей моды на цыганское искусство был великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, который просто обожал повеселиться в обществе ромалов.

Его поэма "Цыганы" возбудил небывалый интерес в аристократическом обществе тогдашней Российской Империи, которая, в большинстве своем, и не слышала о таком кочевом народе, не то, что знала их культуру. Дворяне стали приглашать в свои дома ромалов, чтобы послушать их песни, насладиться чарующими и грустными мелодиями скрипки и гитары и посмотреть на огневые пляски. Именно с тех пор бесшабашное широкое русское застолье или гуляние непременно ассоциируется с цыганами.

Танцы русских цыган отличаются от всех остальных сложной композицией – медленный темп в самом начале постепенно и непрерывно нарастает и танец заканчивается буквально в сумасшедшем, бешеном ритме. В танце используется выразительная пластика рук со сложными дробными выстукиваниями – чечеткой. Кроме того, цыганский танец – это огромное количество красивых завораживающих движений. В женских цыганских танцах так же используется работа с юбкой, шалью, бубном.

В мужском же танце очень часто используются дроби или чечетка. Основоположником такого элемента считают по праву Николая Чубарова, соединившего традиционные цыганские дробные походки с элементами чечетки, которая была безумно популярна в дореволюционной России. Чубаров хлопал себя по голенищам и подошвам сапог, по груди, создавая взрывную и динамичную пляску. Такая манера показалась настолько привлекательной и для зрителей и для исполнителей, что после Чубарова этот стиль прижился и стал неотъемлемой частью цыганских танцев.

Кроме танцев русских цыган в мире существуют так же множество других видов этого искусства. Одними из основных считаются:

  • - цыганский танец живота – традиционно этот танец исполняется балканскими или турецкими цыганами. Он очень схож с восточными танцами, и отличается от них более сложной и разнообразной работой бедер, верчениями, игрой рук, щелканьем пальцев и типичными, характерными только для балканских народов, движениями ног. Такой танец может включать в себя даже акробатические элементы;
  • - цыганское фламенко – как ни странно это звучит сейчас, но очень долгое время из-за своих мавританских и еврейских корней, фламенко считалось сугубо цыганским танцем. Сейчас цыганское фламенко существует, преимущественно, в уличной и сценической формах;
  • - пляска цыган-мадьяр – отличительной особенностью таких танцев является богатая движениями, экспрессивная мужская партия, и очень маловыразительная, скудная женская. Как и в других цыганских танцах, мужской танец состоит из прищелкивания пальцами, хлопков по ногам, игры ног;
  • - хора (ора) – это коллективный танец балканских групп цыган. Обычно танцуется в виде хоровода из однополых танцоров: как правило, танцуют одни девушки и женщины, или же – одни юноши и мужчины.

Конечно же, здесь перечислены далеко не все виды танцев такой талантливой и одаренной нации как цыгане. Ведь цыганский танец – это целый самостоятельный мир, который имеет свою многовековую богатейшую историю, свой неповторимый язык жестов и движений, свои изюминки и милые особенности. Мир, которому вот уже много веков подряд не перестает удивляться и аплодировать все человечество!

Цыганский танец в Москве
3-й Хорошевский пр-д, д.1, кор.3
ул.Марксистская 3, стр.2
Хохловский переулок, д. 7
Цветной бульвар, дом 19, корпус 5
Волгоградский проспект 32к11
Рекомендуемые школы
ул. Армянский переулок, д.7
1-ый Автозаводский проезд, д.5
ул. Кедрова, д.13, корп.2
^ Наверх