thedancer.ru

Фламенко

Фламенко, наравне с корридой, вкусной паэльей и солнечными пляжами, является визитной карточкой Испании. Большинство туристов, которые попадают в Испанию, особенно в первый раз, стремятся увидеть фламенко собственными глазами. Повышенный спрос на это искусство породил огромное количество "артистов", которые в небольших ресторанчиках или крупных концертных залах исполняют то, что хотят видеть зрители. Но обычно эти выступления мало чем похожи на настоящее фламенко.

И хоть это искусство с развитием туризма стало очень популярно в последние десятилетия, но мало кто знает настоящую историю и тайну его происхождения. А история фламенко очень богатая и древняя, и уходит своими корнями к греко-римской эпохе, индийско-египетским мотивам и мусульманскому прошлому Испании.

Происхождение самого слова "фламенко" покрыто мраком столетий. В испанском языке фламенко дословно переводится как "фламандский". Так же, многие историки считают, что "фламенко" может иметь латинские корни, ведь "flamma" в латинском языке означает пламя, огонь. Многие лингвисты считают, что так фламенко назвали за его огненный, страстный характер, который вызывает ассоциацию с горящим, трепещущим пламенем. Так же есть предположение, что название "фламенко" произошло от птиц – фламинго, которые в испанском языке звучат также – flamenco. И такое сравнение неудивительно, ведь движение и оперение танцующих птиц, их величие и грациозность, очень схожи с движениями и нарядами танцующих фламенко женщин.

Долгие годы единственными носителями искусства фламенко считались цыгане, которые благодаря своему кочевому образу жизни появились в Испании в 14-15 веках н.э. Они, чтобы не отличаться от местного населения, как евреи и мусульмане, которых осталось очень мало на территории тогдашней Испании, вынуждены были принять католичество, выучить язык, перенять местные традиции и обычаи. Под влиянием мавританской, арабской, еврейской культуры, отголоски который продолжали жить в Испанском искусстве, цыгане соединили их с со своей самобытной, неповторимой культурой, и создали некий новый пласт в искусстве того времени, ярким образцом которого был фламенко.

Цыгане, из-за постоянного давления со стороны властей, жили очень замкнуто и обособленно, отдельными группами. Так что на протяжении долгого времени фламенко оставался изолированным видом искусства. Но когда в 18 веке наконец-то прекратилось массовое гонение цыган, фламенко, наравне с другими цыганскими танцами и музыкой, вырвалось "на свободу" и молниеносно покорило тысячи сердец, продолжая покорять их и по сей день.

Прогрессивный 20 век также не прошел незамеченным для фламенко: искусство обогатилось кубинскими мотивами и традициями, джазовыми интерпретациями. Испанская культура тоже имела не последнее влияние на фламенко, которое переняло некоторые движения классического испанского танца.

Танцовщики фламенко очень часто используют кастаньеты, хлопают в ладоши или бьют в бубен, тем самым, как бы, задавая себе ритм. Также нельзя представить себе фламенко без его традиционного реквизита – длинного пестрого платья, иногда большого платка или шали, которая или оборачивается вокруг стана танцовщицы, подчеркивая стройный женский силуэт, или ниспадает с плеч мягкой волной, напоминая образ большой красивой птицы. Обязательным атрибутом танца является также игра танцовщицы с подолом своей длинной юбки, которая выдает цыганские корни фламенко.

Музыка для фламенко обычно имеет размер 3/4 но иногда может иметь двудольный такт 2/4 или 4/4. Для фламенко очень характерны щелчки пальцами – питос (рitos), хлопки ладонями – пальмас (рalmas), отбивание ритма каблуками – сапатеадо (zapateado). Многие танцовщики намеренно отказываются от кастаньет во время танца, так как они мешают в полной мере раскрыть всю красоту и грацию рук, активная работа которых имеет огромное значение в фламенко. Ведь именно при помощи рук танцовщик может передать всю грациозность и экспрессивность этого танца. Движения руками флорео (floreo), например, напоминает цветок, который распускается. Потому такое зрелище не может не завораживать и не восхищать.

Характерное исполнение фламенко с гитарным аккомпанементом и пением, состоит из нескольких частей в разных стилях. Каждая часть – это набор стихов (tercio, copla или letras), которые чередуются с гитарными переборами (falsetas). Обычно гитарист делает короткое вступление, которое задает темп и тональность выступления. Но импровизационный характер фламенко, его сложный и специфический ритм и техника исполнения нередко становятся препятствием для точного нотного воспроизведения. Поэтому, искусство фламенко – и гитариста, и танцора, и певца, как правило, передается от мастера к ученику путем кропотливой учебы и оттачивания мастерства.

На сегодняшний день различают два основных направления фламенко:

  • - Festero - "праздничное" фламенко – более легкий и веселый стиль исполнения, который предназначен, в основном, для праздников и карнавалов. Здесь нет места печали и горести. Именно такое фламенко, зачастую, демонстрируют туристам.
  • - Jondo - "глубокое" фламенко – более серьезный стиль, где при помощи текста, музыки, танца передаются глубокие, иногда даже трагические чувства и переживания. Зачастую танцовщик своим исполнением рассказывает о предательстве, безответной любви, разлуке, горе. Он не обращается к зрителю, а наоборот – как бы погружен сам в себя. Такое фламенко очень трудно воспринимается неподготовленными зрителями, потому чаще всего, его можно увидеть лишь в небольших залах или на концертах, на которые собираются искушенные ценители этого древнего искусства.
    • Под одним именем "фламенко" объединилось великое множество стилей, которые отличаются ритмическим рисунком, манерой исполнения и характером: алегриас, гарротин, фаррука, булерия, палос, фанданго, сегирийя, солеа...

      Этот список можно продолжать до бесконечности, так как в каждом регионе, в каждой деревушке фламенко исполняют по-своему. И вся прелесть этого танца в том, что он не перестает развиваться и меняться, обретая все новые и новые формы, краски, оттенки.

      В свою очередь фламенко стало тем катализатором, который повлиял на различные культуры и внес в них свои изменения, став основой и образцом для формирования различных танцевальных и музыкальных стилей по всему миру. Под воздействием фламенко появились новые направления в искусстве:

      • - фламенко-рок;
      • - фламенко-джаз;
      • - фламенко-поп;
      • - джипси-румба.
        • и множество других стилей, которые уже стали неотъемлемой частью современного мирового искусства.

Фламенко в Москве
3-й Хорошевский пр-д, д.1, кор.3
верхняя красносельская,д.16бс2
Благовещенский пер., д.1А
Нижний Сусальный пер. дом 5 стр. 10
Рекомендуемые школы
ул. Армянский переулок, д.7
1-ый Автозаводский проезд, д.5
ул. Кедрова, д.13, корп.2
^ Наверх