thedancer.ru

Капоэйра

Достижение равновесия между человеком и землей, человеком и небом – вот философия капоэйры. Именно из баланса происходит истинное понимание всего живого. Физическое совершенствование в алхимии капоэйры следует рассматривать через призму перевоплощения, ведь каждое движение в капоэйре, словно некий минерал, с которым нужно долго и упорно работать, чтобы он заблестел и принял правильную и красивую форму. Процесс перевоплощения в капоэйре – это процесс укрепления не только тела, но и духа.

Капоэйра – некая игра, своеобразное сочетание боевых искусств с танцами и акробатикой, которое исполняется под национальную бразильскую музыку. Современная капоэйра редко используется как боевое искусство. Это, скорее всего, своеобразный вид спорта, в котором мастера могут посоревноваться в своей физической подготовленности и выносливости.

История этого боевого танца окутана тайнами и загадками и теряется в зыбучих песках африканских пустынь и в непроходимых джунглях Амазонки. Капоэйра насчитывает уже более 5 столетий. Ее история уходит своими корнями в далекое колонизаторское прошлое, когда португальские моряки под предводительством капитана Педро Алвареса Кабрала высадились у берегов Южной Америки на территории современной Бразилии. Объявив Бразилию своей территорией, португальцы стали потихоньку обживаться на новых землях. Но для работ на плантациях сахарного тростника или хлопка им требовалась большая физическая сила. Как нельзя лучше на роль даровой рабочей силы подходили индейцы. Но, как оказалось, португальцы рано радовались – индейцы, привыкшие жить свободными, словно ветер, очень скоро стали либо погибать в неволе, либо сбегать в родные для себя джунгли.

И тогда португальскими колонизаторами было решено ввозить бесплатную рабочую силу из других своих колоний – Мозамбика, Анголы, Конго, Гвинеи. Чернокожие рабы привезли с собой на чужие земли свою культуру, быт, традиции. В том числе и те, что в будущем легли в основу капоэйры: в некоторых племенах существовал обрядовый танец "N'golo", что дословно переводится как "танец зебр". Этот танец в хитросплетении с некоторыми боевыми традициями разных африканских племен и стал "прародителем" капоэйры.

Как и местные индейцы, африканцы также не привыкли жить в неволе, потому они также часто сбегали от своих поработителей. За несколько лет сбежавших рабов в джунглях стало достаточно много, чтобы в 1660 году они смогли организовать в непроходимых зарослях некое подобие суверенного государства, которое вошло в историю, как "Пальмовая республика". Не смотря на то, что рабы были практически безоружны и уступали численностью и технической оснащенностью своим преследователям, но, видимо, так силен был дух свободы и желание остаться независимыми, что беглецы смогли продержаться несколько десятилетий, отражая периодические нападения португальских захватчиков.

Именно к этим временам относятся первые документальные упоминания о странном и смертельно опасном боевом искусстве чернокожих беглецов. По одной из версий, само слово "капоэйра" происходит от слова "капоэйрас" – разновидности джунглевых зарослей.

Историками рассматривалась гипотеза, что прототип капоэйры – боевой танец, до сих пор распространен в Сенегале и Мозамбике. Свои тренировки в боевом искусстве рабы успешно маскировали под танцы. Упражнялись мастера под музыку и песни, так что со стороны все выглядело более чем безобидно: ни в чем неповинные рабы отдыхают после тяжелого трудового дня. Хозяева даже понятия не имели о том, что их "движимое имущество" далеко не так безобидно, как принято считать.

Новый виток в развитии капоэйры пришелся на 1888 год, когда был подписан так называемый "Золотой Закон", отменяющий рабство. Ввоз рабов законом Кейроза был запрещен еще в 1850 году, но на протяжении почти сорока лет работорговля велась нелегально. И хоть официально метисы, индейцы и негры были уравнены в правах с европейской часть населения, но это все – только на бумаге. В повседневной же жизни дискриминация цвела пышным цветом. Ожесточенные и обездоленные рабы, которых попросту выгнали на улицу, теперь должны были как-то заботиться о своих родных и себе сами. Так что нередки и закономерны стали случаи объединения самых дерзких рабов в банды и группировки.

Зачастую безоружные, рабы вспоминали свои навыки в капоэйре, которая теперь стала их основным козырем и главным оружием. Правительство стало воспринимать капоэйру как угрозу обществу. Понятие "капоэйрист" было равносильно понятию "разбойник". Используя все техники капоэйры для грязных дел – грабежей, разбоев, капоэйристы скрывались и оставались безнаказанными, ведь их попросту не могли поймать.

Но в 1930 году в из-за Революции и государственного кризиса, правительству Бразилии стало не до капоэйры. Мастерам этого боевого танца представилась великолепная возможность больше не скрываться. В 1932 году капоэйра удостоилась официального признания Национальной конфедерацией спорта: в Сальвадоре открылась первая официальная школа капоэйры, которая носила название "Региональный центр физической культуры".

Руководителем этой школы стал мастер Бимб (настоящее имя – Мануэль дос Рейс Мачадо, 1900-1974гг). Присутствующее в названии школы слово "региональный" - "regional" стало со временем использоваться в качестве названия оригинального стиля капоэйры, разработанного мастером Бимба. Он систематизировал многовековой опыт различных школ капоэйры, улучшил и упростил технику преподавания. Созданные им "8 последовательностей Бимбы" до сих пор считаются азбукой для обучения капоэйристов, исповедующих стиль "regional". Бимба создал методики обучения капоэйре, комплексы ударов и движений, контрударов ногами и руками. Капоэйра до мастера Бимбы и после него – это две совершенно разные школы боевого танца и абсолютно два разных подхода к теории и практике капоэйры.

Мастер Пастинья (Винсенте Феррейра Пастинья, 1889-1882 гг.) в 1941 создал Спортивный центр капоэйры "ангола" и тем самым дал начало развитию еще одного стиля капоэйры "ангола". Это название, по одной из версий, было дано в память об Африке и тех местах, откуда привозились рабы, а по другой - от обрядового танца "N'golo", ставшего прообразом капоэйры. Но, в отличие от мастера Бимбы, делавшего упор на боевом значении танца, мастер Пастинья всегда акцентировал внимание на традиционно ритуальном и игровом характере капоэйры.

Мастера Бимба и Пастинья – две ключевых фигуры в создании и развитии современной капоэйры, которые стали "отцами" основных веток развития боевого танца. Но в мире существуют также приверженцы так называемого смешанного стиля "Контемпоранеа", которые считают, что для того, чтобы в полной мере соответствовать званию "капоэйрист" необходимо изучать все аспекты танца – и силовые и акробатические, только тогда мастер сможет что-либо противопоставить любому другому капоэйристу, не зависимо от его стиля игры.

Капоэйра в Москве
ул. Дербеневская, д.10
ул.Мясницкая, 15
Калашный пер., д. 4
ул.Марксистская 3, стр.2
ул. Восточная 4а, с. 5
Рекомендуемые школы
ул. Армянский переулок, д.7
1-ый Автозаводский проезд, д.5
ул. Кедрова, д.13, корп.2
^ Наверх